Середина XIX века ознаменовалась для Англии подъёмом производственной мощи и пиком промышленного развития. Научно-техническая революция совпала по времени с окончательным становлением британской колониальной империи. Лондон стал не просто главным английским городом, а столицей грандиозной империи, раскинувшейся на многие тысячи километров. В это время Англия приобрела статус наиболее развитой и могущественной мировой державы, а также получила свои почетные прозвища.
Мастерская мира
С развитием промышленности в Великобритании на новый уровень вышло товарное производство. Продукция, изготавливаемая на многочисленных фабриках и заводах, уже не находила сбыта на внутреннем рынке. Колониальная экспансия англичан была связана как раз таки с поиском новых рынков сбыта за пределами государства. В 1840 году парламент объявил о политике фритредерства — свободной торговли. Это положило начало захвату всех крупных мировых рынков. До 1870-х годов Англия оставалась самой развитой в экономическом плане страной, за что и получила второе название «мастерская мира».
Впрочем, английские товары реализовывались не только в колониях. Россия и ряд европейских держав поставляли в Великобританию сырьё и закупали произведённые там станки и промышленное оборудование. Наличие огромное торгового флота позволило английским купцам поставлять товары даже в самые удалённые уголки мира.
О своей производственной мощи Англия заявила всему миру в 1851 году во время всемирной промышленной выставки, на которой все ведущие государства представили свои товары. Однако ни один из павильонов ни шёл ни в какое сравнение с английским, где были выставлены макеты сложных инженерных сооружений, машин, локомотивов и судов.
Мировой извозчик
Одной из наиболее развитых отраслей, которыми славилась Англия XVIII-XIX веков, было судостроение. В то время Великобритания располагала крупнейшим в мире торговым и военным флотом.
В XVIII веке в Англии стали широко использовать паровые двигатели. А немного позже в состав английского флота вошли и паровые судна. Первые пароходы были созданы за пределами Великобритании. Судна показали себя весьма эффективными, но у них был один важный недостаток — гребные колёса, которые легко ломались. В 1830-е годы в Англии был изобретён гребной винт, который позволял пароходам быть более устойчивыми, маневренными и надёжными. Эта небольшая техническая деталь позволила Великобритании создать большой паровой флот и сделать межконтинентальное морское сообщение более быстрым и безопасным.
Представители других стран были вынуждены часто обращаться к владельцам английских судов. Таким образом, Англия постепенно завоевала статус «мирового извозчика», который ранее принадлежал Голландии.
Мировой банкир
В XIX веке в английскую казну ежегодно поступали колоссальные суммы. За считанные десятилетия доход государства увеличился в 10 раз. Основными источниками поступления денежных средств на тот момент были:
- Реализация товаров;
- Аренда судов;
- Богатые колонии.
Деньги, которые не шли на нужды производства, выдавались в качестве займов частным лицам и другим государствам. Также Англия финансировала строительство в других странах железных дорог, заводов, мостов и фабрик. Примерно в это время фунт стерлингов стал денежной единицей, используемой для международных расчётов, а Лондонская биржа и Английский национальный банк — местами, где совершались крупнейшие сделки того времени.